23.08.2025

Что такое имаго-терапия и правда ли она помогает сохранить отношения

Метод выглядит очень привлекательно, но есть вопросы.

Что такое имаго-терапия и правда ли она помогает сохранить отношения

Что такое имаго-терапия

Имаго-терапия — это психотерапевтический метод. Его создатели утверждают, что он может помочь парам разобраться с конфликтами и найти в разногласиях возможности для развития. Для этого людям предлагают вспомнить, как складывались их отношения с родителями и другими любимыми людьми в ранние годы. А потом определить, какие шаблоны ещё того, детского поведения мешают им сегодня выстраивать прочную связь с партнёром.

Метод имаго-терапии в 80‑х годах прошлого века разработали американские психологи Харвилл Хендрикс и Хелен Хант. Они как специалисты помогали другим парам наладить взаимопонимание и при этом сами состояли в браке. Однако после 10 лет супружества оказались на грани развода.

Партнёры не смогли справиться с проблемами знакомыми терапевтическими методами, но не хотели разрушать семью. Тогда они создали собственные рекомендации и опробовали их на себе. Хендрикс и Хант сочли свои разработки действенными, потому что им удалось сохранить брак. А потом терапевты стали предлагать упражнения, основанные на принципах новой имаго-терапии, своим клиентам. 

Они были уверены: нужно осознать, каким именно сценариям следует человек. А затем пациент научится не действовать по шаблону и найдёт другие пути взаимодействия с близким.

Какие идеи лежат в основе имаго-терапии

Создатели этого метода уверены: даже самые любящие родители не идеальны и способны неосознанно ранить ребёнка. Кроме того, они не могут всегда поддерживать у малыша ощущение безопасности и комфорта. Тот не уверен, что в любой момент может получить от близких любовь и поддержку. И учится добывать внимание старших доступными ему способами. 

Имаго-терапевты предполагают: если взрослые не разговаривают с малышом, ребёнок может испугаться, что сам в этом виноват — наверное, сделал что-то неправильное. И стремится понять, как ему вернуть расположение дорогих ему людей. Например, пытается громко плакать, чтобы его заметили. Или гневается, демонстрирует свою печаль, показывает, что ему стыдно. А потом запоминает способы, которые сработали.

Когда человек вырастает, то подсознательно выбирает в партнёры того, кто проявляет свою любовь так же, как и его близкие в детстве. 

А значит, активизируются и прежние шаблоны поведения. То есть человек, словно беспомощный малыш, пытается завоевать любовь, получить внимание и поддержку теми же способами, что и много лет назад. Конечно, они могут не сработать. И в итоге часто возникают конфликты, а взаимопонимание рушится. 

По мнению имаго-терапевтов, стоит определить, почему человек выбирает тот или иной шаблон поведения. Выяснить, какие старые раны заставляют его так поступать. А потом попытаться исцелить эти шрамы через диалог со специалистом и партнёром. Одна из задач такой терапии — помочь человеку уйти от самоосуждения и позволить ощутить себя тем, кого принимают и любят.

Как, по мнению создателей метода, работает имаго-терапия

Когда пара обращается к имаго-терапевту, он может поговорить об их детском опыте и перенесённых травмах, но не останавливается на них. Создатель этого метода Харвилл Хендрикс утверждает, что на переживание прошлого негатива не стоит тратить слишком много времени. Важно не зацикливаться на давних воспоминаниях, а сделать выводы и перейти к событиям сегодняшнего дня. 

Поэтому имаго-терапевт предлагает людям вступить в диалог об актуальных проблемах и переживаниях. В разговоре есть две стороны — условный отправитель, который делится своими мыслями, и получатель, который его слушает. Оба партнёра по очереди выступают в каждой роли. Терапевт же может лишь вести и поддерживать разговор, но не подсказывает обоим, что те должны чувствовать или говорить. 

Общение происходит по заранее установленным правилам:

  • Нужно поддерживать эмоционально безопасную среду, в которой можно смело делиться переживаниями. 
  • Нельзя использовать негативную, обесценивающую лексику. 
  • По умолчанию считается, что оба имеют равные права и ни у кого нет власти над другим.

Партнёр, играющий роль отправителя, делится своими мыслями и ощущениями. Получатель слушает и валидирует его чувства.

То есть рассказывает своими словами, что он понял из речи первого. Затем старается поставить себя на место партнёра. И не осуждает того, а пытается понять, какие эмоции может испытывать близкий, когда говорит и о конкретных ситуациях, и об их отношениях в целом. Потом роли меняются. 

Со временем люди, накопив опыт подобных диалогов, могут устраивать их сами, без терапевта. По мнению создателей имаго-терапии, подобные упражнения помогают быстрее разрешить конфликтную ситуацию. А если обращаться к этой тактике долгое время — наладить взаимопонимание. 

Считается, что подобная практика полезна не только парам, у которых есть проблемы в отношениях, но и романтическим партнёрам, которые просто хотят лучше узнать друг друга. 

Эффективна ли имаго-терапия

Результаты исследований, которые бы подтвердили, что имаго-терапия и правда помогает сохранить отношения, есть. Но их пока очень мало. 

По итогам одного из них все участники заявили, что после имаго-терапии стали относиться к своим супругам гораздо лучше, чем раньше. Но этих респондентов было совсем немного — всего 40 человек. 

В другом, более крупном, участвовали пары, которые прошли 12 терапевтических сеансов. Эти люди отмечали, что у них, в отличие от контрольной группы, повысилась удовлетворённость браком. Правда, со временем этот показатель снизился, но его уровень всё равно оказался выше, чем до терапии. 

Казалось бы, хороший результат. Однако это исследование финансировала Imago Relationships International — компания, которая и продвигает этот вид терапии. Так что стоит подождать других экспериментальных выводов.

Нет данных, что имаго-терапия кому-то навредила. Однако если у вас проблемы в отношениях и вам самим сложно с ними справиться, вряд ли стоит полагаться только на этот метод. Будет разумным использовать его лишь как дополнение к видам психотерапии с доказанной эффективностью. Например, к когнитивно-поведенческой терапии. 

Обложка: Анна Исаченко / Лайфхакер