Старайтесь быть искренним и вежливым одновременно. Искренние слова похвалы — важная часть социального взаимодействия. Комплименты укрепляют отношения — и личные, и рабочие, повышают самооценку того, кому они адресованы, мотивируют и вдохновляют. Но одно дело, когда человек сам с радостью говорит кому-то хорошие слова. И совсем другое — когда собеседник любыми путями добивается похвалы. Разбираемся, как быть в этой ситуации. Ситуации, в которых люди всеми доступными способами показывают, что их необходимо срочно похвалить, знакомы многим. Например, сотрудница крутится перед зеркалом в новой блузке, но остальные заняты делами и не обращают на неё внимания. Тогда она смотрит на ближайшую коллегу и говорит: «Удачный цвет, правда?» Та коротко отвечает: «Да, тебе идёт». Но первой сотруднице этого недостаточно — ей хочется больше восхищения. И она начинает подробно рассказывать, как выбирала эту блузку из пяти подобных и как непросто было ей принять решение. И всё для того, чтобы получить комплимент и услышать, какой у неё замечательный вкус. Подобные намёки на желание получить немедленное одобрение и похвалу многие воспринимают с раздражением. Но тем, кто напрашивается на похвалу, можно посочувствовать. Есть несколько причин, которые побуждают людей так себя вести. Итак, за навязчивым стремлением человека постоянно получать комплименты, скорее всего, стоит незакрытая потребность в принятии и подтверждении его ценности. Но бывают и исключения из этого правила. Например, один человек может искренне гордиться какими-то своими достижениями и рассказывать о них буквально каждому. А другой не знает, как начать разговор с интересным спикером в перерыве важного мероприятия. И не находит ничего лучшего, чем спросить, соответствует ли его одежда принятому здесь дресс-коду, ожидая в ответ одобрения. То есть для него возможный комплимент лишь повод начать разговор. Но такие ситуации всё же довольно редки. Не самый лучший вариант — упрекнуть другого в том, что ему необходима поддержка или одобрение. Фразы «Опять ты требуешь, чтобы тебя похвалили» или «Ну хватит напрашиваться — сколько можно?», скорее всего, помогут выразить раздражение, но надолго испортят отношения. Поэтому стоит вести себя искренне, но в то же время не забывать о тактичности и дружелюбии. Вот как можно реагировать на попытку вытянуть из вас слова одобрения. Например, коллега просит оценить его первое выступление на конференции и надеется на комплимент, и его речь вам понравилась. Так и скажите, отметив, что вас впечатлило больше всего. Если же вы совсем не в восторге от выступления, можно постараться найти хотя бы пару плюсов в поведении коллеги. К примеру, отметить, что, несмотря на волнение, он не сбился, довёл речь до конца, и это заслуживает уважения. Или просто поздравить с дебютом и добавить, что будете с интересом следить, как он превращается в опытного спикера. На такой шаг стоит идти, если вам совершенно не за что похвалить другого. И на заданный вам прямой вопрос о том, хорош ли собеседник, можно ответить, например, так: «Мне сложно прямо сейчас сформулировать своё мнение, давай обсудим это позже». И перевести разговор на тему, которая близка обоим. Если человек снова обратится к вам, желая услышать комплимент, сменить тему будет сложнее. Тогда можно спросить: «Почему тебе важно услышать именно моё мнение?» Или так: «Спасибо, что тебе интересна именно моя точка зрения, я очень ценю это. Но я буду говорить не только о преимуществах, но и о том, что можно улучшить. Тебя это устроит?» Дальнейшую тактику выбирайте в зависимости от ответа собеседника. Если не знаете, за что похвалить собеседника, можно спросить, как он сам оценивает свои действия, что ему нравится, что вызывает сомнения. Поинтересоваться, как он себя ощущает, комфортно ли ему. Такой подход покажет ваш интерес к человеку, но избавит от необходимости прямо высказывать одобрение. Если не хотите говорить комплименты, подойдёт любая формула: «Я очень тебя ценю, но в этом вопросе мне не хватит объективности», «За оценками лучше обращаться не ко мне». Можно свести разговор к шутке или просто извиниться и уйти. Какую бы тактику вы ни выбрали, помните: главное, что необходимо вашему собеседнику, — принятие и поддержка. Если вы уважаете и цените другого, если испытываете к нему симпатию, покажите это тем способом, который сочтёте подходящим. Обложка: Каролина Вилья / ЛайфхакерПочему некоторые люди напрашиваются на комплименты
Как вести себя с людьми, которые напрашиваются на комплименты
Похвалите собеседника, если есть за что
Вместо ответа на прямой вопрос аккуратно смените тему
Предложите поговорить и о плюсах, и о минусах
Задайте встречный вопрос
Вежливо откажитесь от разговора
